Шины подлежат обязательной маркировке специальным средством идентификации. Это закреплено в Распоряжении Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Такая маркировка двумерным штрих-кодом необходима для отслеживания оборота шин на пути от производителя до конечного потребителя. Процесс внедрения обязательной маркировки шин начался в 2019 году, а Правила маркировки товаров шинной отрасли появились в начале 2020 года. Они утверждены Постановлением Правительства от 31 декабря 2019 г. № 1958. В 2020 году в работе участников оборота шин, в том числе розничных магазинов, многое поменяется. Придется зарегистрироваться в системе мониторинга Честный Знак, научиться взаимодействовать с ней. Это касается и производителей, импортеров, оптовиков, комиссионеров. С 15 декабря 2020 г. продажа и оборот (производство, ввоз, продажа, транспортировка) автомобильных шин без специальной маркировки 2D кодом запрещается.
На каждый товар нужно нанести код формата DataMatrix. Все организации и предприниматели, кто производит, импортирует и продает шины, должны быть зарегистрированы в информационной системе (ГИС МТ) по мониторингу за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Для этого в интернете имеется ресурс - Честный Знак. Единым оператором системы назначено OOO «Оператор ЦРПТ». Уникальный код идентификации, представленный в виде символики Datamatrix, позволяет отследить движение шинной продукции по товаропроводящей цепи и получить инструменты для контроля оборота товаров. Для продажи шин, а также их импорта и производства, 2020 года нужно выполнять Правила маркировки. Участникам шинного бизнеса нужно освоить работу с информационной системой, обеспечить совместимость своего торгового, складского оборудования и программного обеспечения с обязательной маркировкой шин. Обязанности, накладываемые на участников оборота шин, требуют от них понимания многих особенностей маркировки. Давайте разберемся, как теперь должны работать и что необходимо иметь тем, кто продает, производит и импортирует шины.
С 2020 года обязательной маркировке подлежит следующая шинная продукция:
Не попадают под обязательную маркировку следующая шинная продукция:
Подлежащие маркировке шины должны иметь средство идентификации в виде двумерного штрих-кода DataMatrix. Обычно это делает производитель на своей территории. Импортеры шин наносят маркировку до помещения товаров под таможенные процедуры перед отправкой для внутреннего потребления. При комиссионной торговле нужно иметь маркировку на шинах до момента выставления их на продажу. Если код DataMatrix на шине потерялся или испортился, то для дальнейшего оборота такого товара потребуется перемаркировка.
Код обязательной маркировки шин наносится на саму шину, на товарную этикетку, а также дополнительно внедряется в шины. Нельзя располагать маркировку на прозрачной оберточной пленке или другом оберточном материале. Важно чтобы эта обязательная маркировка не перекрывалась другой информацией. Средство идентификации шин, формируемое из кода маркировки, имеет формат двумерного кода по стандарту DataMatrix.
В коде маркировки шин содержатся 4 группы данных, 1-я и 2-я группы составляют код идентификации, а 3-я и 4-я образуют код проверки, обеспечивая уникальность и защиту маркировки.
Первая группа из 14 цифр содержит код товара, который формируется на основании сведений, полученных при регистрации соответствующих шин в информационной системе.
Вторая группа – 13 символов. Это серийный номер единицы товара. Он создается системой Честный Знак или самим участником оборота шин.
Третья группа это ключ проверки из 4 символов, он генерируется оператором ИС.
Четвертая группа из 44 символов содержит код проверки, обеспечивающий криптозащиту маркировки, генерируемый системой обязательной маркировки шин.
Дополнительно к коду Datamatrix в шину может быть внедрено радиочастотное средство идентификации в виде RFID метки UHF диапазона.
При объединении (агрегации) нескольких шин в транспортную упаковку маркировка осуществляется нанесением одномерного линейного кода. Это код формируется самим участником оборота шин (производитель, импортер, оптовик, магазин) и содержит информацию о связи кода транспортной упаковки с кодами идентификации каждой шины, входящей в такую упаковку.
Помимо некоторых видов шиной продукции, которые не попадает под обязательную маркировку, в некоторых случаях шины можно не маркировать. Эти исключения предусмотрены пунктом 3 Правил обязательной маркировки товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515:
Нарушения в сфере оборота шин, подлежащх обязательной маркировке, попадает под действие статьи 15.12 КоАП РФ. В зависимости от нарушения при обязательной маркировке шин на участников оборота данной продукции могут быть наложены следующие санкции:
Существует и статья 171.1 УК РФ, предусматривающая за производство, приобретение, хранение, перевозка, продажу продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, совершенные в крупном размере, наказание в виде штрафа в размере до 300000 руб., либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80000 руб.
Обязательная маркировка шин в 2020-2021 гг. затрагивает деятельность всего шинного рынка и большинство магазинов автомобильных товаров. Выполнение требований по маркировке невозможно без адаптации своих бизнес-процессов, кассового оборудования к новым условиям. Чтобы этот процесс был менее затратным, потребуется грамотная интеграция маркировки в работу организаций, участвующих в обороте шин с обязательной маркировкой.