Статьи
Маркировка товаров: ЕГАИС и далее…

ЕГАИС — помарочный учет алкогольной продукции

В 2018 году ФСРАР (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка) утвердила новую систему — помарочный учет алкогольной продукции в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система — это единая информационная система, которая позволяет контролировать объем производства и сбыт алкогольной продукции). По этой системе, всем участникам рынка алкоголя необходимо отправлять данные в ЕГАИС о каждой бутылке с акцизной маркой, принятой на склад, а также при ее списании. Это позволяет отслеживать передвижение каждой единицы алкогольной продукции непосредственно от производства до конечного покупателя и исключить контрафактную продукцию из оборота.

Ранее импортеры, производители и оптово-розничные центры использовали серийную систему учета акцизных марок. По этой системе для каждой категории алкогольной продукции предоставлялось требуемое количество акцизных марок, которые были привязаны к конкретной партии, а не к бутылке. Из-за этого одна и та же единица товара могла несколько раз перепродаваться и даже находиться в остатке, а в ходе проверочных мероприятий признаться контрафактом. Во избежание таких ситуаций ФСРАР решила взять под контроль не только импортеров и производителей алкогольной продукции, но и тех, кто осуществляет ее перемещение и сбыт.

И в соответствии с утвержденными правилами оптово-розничному сегменту алкогольного рынка для ведения помарочного учета с марта 2019 года требуется передача данных о всех движениях каждой бутылки с акцизной маркой в ЕГАИС версии 3.0 с помощью УТМ (универсального транспортного модуля).

Причем при приемке товара, по требованию ФСРАР, необходимо сканировать акцизную марку каждой единицы алкогольной продукции, предварительно сверив все данные с накладной, при перемещении продукции — следить за тем, чтобы сотрудники при транспортировке алкоголя из одного места в другое сканировали все данные на этапе отгрузки и приемки, а при инвентаризации — произвести поштучную проверку каждой имеющейся бутылки (причем все списания должны производиться помарочно с внесением соответствующих данных в учетную программу и передачу в систему ЕГАИС).

Как отмечают в ФСРАР, у помарочного учета есть ряд реимуществ:

  • Исключает появление расхождений с новой системой при неточном подтверждении ТТН с акцизной маркировочной документацией.
  • Обеспечивает оперативное получение сведений по каждому акцизному документу в спорных конфликтных ситуациях.
  • Позволяет избегать штрафных санкций — в работе периодически происходят сбои и ошибки, однако использование помарочного учета позволит стабилизировать обстановку и избежать расхождений при осуществлении бизнес-процессов.

Однако, у помарочного учета ЕГАИС имеется риск, связанный с пересортом марок, так как многие оптово-розничные компании работают с большими партиями алкогольной продукции. В таких условиях могут возникнуть различные ситуации, например, в коробке или в паллете могут числятся одни бутылки, а по факту они содержат совсем другие. И в случае такого пересорта может быть зафиксирована попытка реализации нелегального алкоголя, что возможно приведет к негативным последствиям, ненужным проверкам и штрафным санкциям.

Планы — глобальная маркировка товаров

В дальнейшем планируется, что для большинства товаров в России маркировка должна стать глобальной — на многих товарах появится специальный код с зашифрованной уникальной информацией, который будут печатать на каждой упаковке или бирке (по аналогии с акцизными марками на алкогольной продукции).

Маркировка касается всех, кто производит, перевозит, продает или перепродает товары из 9 сфер: лекарства, табак, обувь, шины, духи, легкая промышленность (включая одежду и текстиль), фотоаппараты и вспышки, пиво, молоко. Работать с государственной системой маркировки придется всем компаниям, которые участвуют в цепочке поставок маркированного товара: заводам, логистическим компаниям, дистрибьюторам, розничным магазинам.

Все участники логистической цепочки будут загружать данные о движении маркированного товара в систему маркировки, как это делают участники рынка алкоголя. Каждая компания сканирует коды с каждой упаковки или бирки и отмечает в системе, что приняла или отгрузила паллеты и/или коробки с товаром, маркированным отсканированными кодами. Получается двойная проверка — информацию в систему передает и отправитель, и получатель. Правило действует для всех, кто производит любые операции с маркированным товаром: принимает полностью или частично, списывает или передает дальше. В результате этих действий по коду, находящемуся на упаковке или бирке, в системе маркировки можно будет отследить всё, что происходило с товаром — от завода до розничного магазина.

Для работы с системой маркировки каждому участнику цепочки нужно свое ПО (программное обеспечение) и оборудование, которое различается в зависимости от сферы и роли компании в производстве и продаже. Для логистических компаний и дистрибьюторов, как и для производителей, есть специальное ПО, которое упрощает и автоматизирует работу с системой маркировки — для ведения помарочного учета существуют специальные программы (интеграционные модули), которые осуществляют подключение учетной программы компании (ERP, WMS, MES или пр.) к ЕГАИС версии 3.0 с помощью УТМ (универсального транспортного модуля). Автоматизация полного цикла от производства до отгрузки и/или реализации позволит значительно упростить всю работу.

Если для товаров, с которыми работает компания, уже запущена маркировка, необходимо подключиться к существующей системе: для шуб это «Маркировка», для алкоголя — ЕГАИС,а для продуктов животного происхождения — «Меркурий».

190.jpg
motorola-mc9090-2.jpg